Статьи и публикации
Курские новомученики
В Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно прославлено 1 765 человек. Есть в этом сонме и святые, земная жизнь которых была связана с Курским краем. Одни из них здесь родились, другие проходили на территории Курской епархии чреду церковного служения или же трудились на ином поприще. Как, к примеру, святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), который до принятия священного сана был одно время практикующим врачом в Фатежском уезде.
«Верь в торжество истины над тьмою»
Священномученик Онуфрий (Гагалюк) и епископ Вениамин (Иванов)
О жизни епископа Саратовского Вениамина (Иванова) сохранились самые скудные сведения. Мельком о нем упоминается в некоторых трудах, посвященных истории Русской Православной Церкви в XX веке. Несколько фактов из биографии владыки сообщила сотрудникам Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета его невестка Аида Иосифовна Иванова.
Но есть еще один ценный исторический источник, позволяющий уточнить и дополнить жизнеописание епископа Вениамина новыми деталями. Это «Слово при пострижении в монашество иеромонаха Вениамина», опубликованное в двухтомном собрании творений священномученика Онуфрия (Гагалюка). Ведь именно владыка Онуфрий по благословению Митрополита Сергия (Страгородского) совершил постриг в монашество священника Виктора Иванова.
Священник Христофор Мартынов из Средних Апочек
В тюрьму по «комсомольской путевке»
18 октября 1929 года на имя Среднеапоченского участкового милиционера Колесникова поступило заявление от местного 23-летнего комсомольца Петра Абрамовича Т. Заявитель сообщал, что получил сведения об антисоветской деятельности священника среднеапоченской церкви Христофора Мартынова. Сам комсомолец антисоветских высказываний от батюшки не слышал, но двое местных жителей якобы поведали ему, что обиженный властями священник «называет всех уполномоченных грабителями». Петр Абрамович привел это и еще несколько обвинений, попросил направить его заявление «по принадлежности» и «повести допрос по этому делу».
От кризиса антропоцентризма к христианской филокалии
Утверждение о том, что атеистический гуманизм с пафосом антропоцентризма переживает глубочайшую драму, вряд ли можно назвать преувеличением. Попытки через философию Маркса, Фейербаха, Конта и Ницше свести себя к биологическому как основополагающему фактору так и не дали объяснения человеческой радости и печали, спонтанности и ничем не обоснованной преданности ближним. Они не объясняют того, что называется утопией, видением, мечтой и не дают обоснования тому, что человек мысленно выходит за пределы себя самого и стремится сбросить с себя оковы временного.
Последняя заповедь блаженства
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить из-за Меня. – Говорит Спаситель в Нагорной проповеди. – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».